В конце 18-го века о чудесных целебных источниках Кавминвод уже было известно. Но только в узких ученых кругах. Чтобы подробно изучить богатства региона в 1793 году Российская Академия наук командировала на Кавказ известного в то время ученого Петра-Симона Палласа. Пользуясь уже имевшимися картами, в сопровождении казаков, он прибыл к кислому ключу. И впервые в истории Паллас подробно описал источник Нарзан:
«Главный ключ, из которого вода выбивается огромными пузырями, не находится точно в середине бассейна. Совершенно чистая вода, вытекая с весьма большою силою, увлекает с собою железистый песок, темный и гладкий, как пороховые зерна. (…) Казацкие пики, связанные концами, могут погружаться и более 5 аршин, не встречая каменного грунта. Легко себе представить, какой объем воды должна доставлять эта могучая струя, если принять во внимание, что она поднимает человека, купающегося в ней, и не дает ему опуститься вниз».
Доклад Палласа о нарзане в столице был встречен с большим интересом. После здесь побывали еще несколько исследователей, которые сделали подробные анализы воды. И предложили организовать долговременные наблюдения «дабы еще более удостовериться, в каких именно болезнях, каким образом употреблять ее и как определить точное ее действие и силу».
И вот, Медицинская коллегия рекомендовала солдатам и офицерам лечиться нарзаном. А уже в 1803 году после указа Александра I о признании Кисловодска и всего района КМВ лечебной местностью государственного значения, началось строительство крепости, и, собственно, сам курорт Кисловодск.