Администрация в социальных сетях:
Дождь 21 ℃
21
Дождь
Кисловодск
Влажность: 42%
Скорость ветра: 4.96 м/с
Давление: 1010
Суббота 19°
Воскресенье 20°
Понедельник 18°
Размер шрифта
Цветовая схема
Межбуквенный интервал
Стандартный
Средний
Большой
Изображения
Включены
Серые
Выключены
Вернуть стандартные настройки
21
Дождь
Кисловодск
Влажность: 42%
Скорость ветра: 4.96 м/с
Давление: 1010
Суббота 19°
Воскресенье 20°
Понедельник 18°
Вторник 21°
Среда 25°
Они живы, пока мы помним о них!

Великая Отечественная война – самая ужасная война в истории всего мира. Она оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны, победа досталась слишком большой ценой, ведь миллионы сложивших свои головы за Родину были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, а некоторые фамилии, к сожалению, вообще были уничтожены. Эта всенародная трагедия коснулась и семьи Ольги Котельниковой.

Она рассказала о родных братьях своего дедушки Михаила Федоровича Котельникова, участниках Великой Отечественной войны Федоре Федоровиче Котельникове и Григории Федоровиче Котельникове. Впервые их истории Ольга узнала, когда они с мамой разбирали архивы дедушки. В них были фотографии, документы и письма, которые сегодня трепетно хранятся в семье.
Когда началась война, Григорий уже являлся курсантом Военно-Морского пограничного училища НКВД СССР, куда он был зачислен 11 января 1941 года. На фотографии он с другом, оба улыбаются. Снимок был сделан 17 сентября 1940 года. На обороте говорится о том, что Григорий весело и бодро идет навстречу своему почетному и интересному будущему.
Федор в начале войны был принят в СМЕРШ, сразу же начал участвовать в боевых действиях на Советских фронтах.
Жизнь до войны
23 декабря 1917 г. у Федора Васильевича Котельникова и Пелагеи Григорьевны родился старший сын Федор. Через 2 года, 3 марта 1919 г., родился Григорий. Братья были очень дружны, на фотографиях Федор и Григорий запечатлены до войны. По их лицам можно понять, что они и понятия не имеют, что их ждет впереди.
«Когда я взяла в руки фотографию, на которой изображено, как Федор писал одну из своих картин, у меня захватило дыхание. Благодаря этой фотографии я лишний раз убедилась в том, что дедушка Федя был талантливым», - говорит внучка Ольга Котельникова.
Благодаря своему дарованию и общительности Григорий был ответственным редактором в общелагерной редколлегии. Но с самого детства он чувствовал, что его тянет к воде, к морю. Именно поэтому он решил связать свою жизнь и профессию с флотом. Григорий воплотил свою мечту в реальность.
У обоих братьев были надежда и вера в светлое будущее. Но тут как гром среди ясного неба пришла война. Оба брата ушли на войну. Федору и Григорию было тяжело расставаться друг с другом и с семьей. Они осознавали, хоть и не верили, что это может быть их последняя встреча.
Военное время
31 июля 1941 года старшине Котельникову Григорию Федоровичу была выдана справка о том, что он находится на действительной военно-морской службе. В звании старшины был зачислен в Высшее Военно-Морское Краснознаменное Училище имени М.В. Фрунзе.
На одной из фотографий Григорий в форме, снимок был сделан в Ленинграде. «Когда я держу эту фотографию в руках - по телу бегут мурашки, мне не верится, что такой молодой, красивый, здоровый парень ушел на войну, не успев обзавестись семьей», - говорит Ольга.
Григорий принимал участие в сражениях на эсминце «Способный». Но 6 октября 1943 года в 6 часов вечера «Способный» затонул. Внучка пишет: «Когда я взяла в руки извещение о смерти Григория, меня охватило 2 чувства: скорби и гордости. В извещении было сказано, что он в бою за социалистическое отечество, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб в борьбе с немецкими захватчиками. Когда я прочла, что было написано в графе место погребения, я была в шоке. Местом погребения значилось Черное море».
Лишь совсем недавно Ольга узнала о том, как проходил последний бой эсминца «Способный, на котором погиб ее дедушка Гриша.
В ночь с 5 на 6 октября из Туапсе вышли в море лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Корабли должны были обстрелять порты Феодосию и Ялту. Однако в пути корабли были обнаружены с воздуха.
«Беспощадный» и «Способный» встретили организованное сопротивление врага, были атакованы торпедными катерами и обстреляны с берега. Командиру отряда ничего другого не оставалось, как отказаться от обстрела Феодосийского порта и сразу же направиться на рандеву с лидером «Харьков». Через час корабли встретились и взяли курс на базу.
В восемь утра отряд был вновь обнаружен самолетом-разведчиком. Но в небе появились наши летчики, которым удалось сбить вражеский самолет. Два немецких пилота выбросились с парашютами и приводнились в зоне видимости кораблей. «Способный» подобрал их, что заняло драгоценное время. Около девяти часов в воздухе появилось десять «юнкеров». Лидер «Харьков» получил два прямых попадания в носовую часть. У «Способного» разошлись швы бортовой обшивки, в результате чего он принял в дифферентный отсек около ста тонн воды.
У «Способного» от близких разрывов бомб в котельном отделении возник пожар. Личный состав самоотверженно боролся за жизнь корабля и делал все, чтобы дать ход. Около 15 часов 30 минут затонул лидер «Харьков».
К месту гибели «Харькова» подошел эсминец «Способный», спустил шлюпки и начал подбирать людей. Спасение экипажа заняло около двух часов. Подобрано было до двухсот человек, затем «Способный» подошел к месту гибели «Беспощадного». Удалось спасти еще двадцать четыре человека. И снова в воздухе появились самолеты противника. Теперь они набросились на эсминец. В смертельном бою с вражеской авиацией личный состав всех кораблей проявил массовый героизм. Зенитной артиллерией было сбито восемь и повреждено три самолета. В результате последнего массированного налета «Способный» получил четыре прямых попадания и минут через пятнадцать затонул. Когда «Способный» погружался носовой частью в воду, моряки, плавающие поблизости, заметили на оголенных винтах командира отделения старшину 1-й статьи Александра Богомолова и матроса, чью фамилию так и не удалось установить, с поднятыми в знак прощания руками. Они пошли ко дну со своим кораблем.
«Когда я читала о том, как проходил этот последний бой, по телу бежали мурашки, ладони похолодели, дыхание замерло, а на глазах наворачивались слезы. Я понимала, что сейчас я читаю о последних часах жизни моего дедушки», - говорит Ольга Котельникова.
То, что чувствовал Федор, узнав о смерти брата, можно представить, прочитав письмо, которое он написал домой. В нем он обещает мстить «кровавому врагу за жизнь любимого брата». Он обещает истреблять фашистов до тех пор, пока в нем будет хоть капля горячей крови.
Из двух братьев только Федор вернулся с войны. Он женился, в 1948 году у него родился сын, в 1954 родилась дочь. А 8 марта 1955 года, поздравив свою маму и близких ему женщин с праздником, пришел домой, сел в кресло и умер. Экспертиза показала инфаркт, и врачи сказали, что у него в возрасте 38 лет сердце было изношенное, как у старика.- В нашей семье хранится много фотографий и документов, - говорит внучка героев Ольга. - Мои дедушки, которые могли бы о них рассказать, уже ушли из жизни. Я считаю, что летопись войны, летопись подвигов еще не написана до конца. Не потеряв ничего из этого драгоценного наследства, мы должны передать его в будущее!