Родившейся в Казахстане голубоглазой малышке, восьмому и самому младшему ребенку в большой счастливой семье Булатовых, имя выбрали по православному календарю - Августа. Тогда в декабре 1925-го в их интеллигентном семейном мирке, созданном с любовью ко всему человечеству и верой в светлое будущее, ничто не пред - вещало ни бедствий грядущего «раскулачивания», ни жестокой реальности Великой Отечественной, которым суждено было ворваться в совсем юную жизнь хрупкой белокурой Авы. От осколков милого домашнего мира ей в наследство до - сталось самое главное и самое редкое в нашей жизни - неисчерпаемое человеколюбие.
В то, что Августе Елизаровне Линниковой в этом году исполняется 92 года поверить трудно: прямая стройная фигурка, современная одежда, легкие движения, обаятельные манеры. А в глазах - глубокая мудрость. В недавно полученной и красиво отделанной по вкусу хозяйки квартирке она с милой простотой потчует нас чаем и делится воспоминаниями о долгой жизни, прожитой вместе со своей страной.
Из безоблачного, но короткого детства в памяти младшего ребенка остались наполненный детским смехом двухэтажный дом с чистым двориком, мамины ученики, ходившие гурьбой за любимой учительницей, и множество книг, которые увлеченно читала вся многодетная семья. Аве было пять лет, когда отобрали дом, и они перебрались в Армавир. А спустя два года умер отец, и мама, не выдержав потрясения, впала в сильную депрессию. Так как старшие дети уже жили отдельно или были заняты учебой, ее главной опорой стала любовь маленькой дочери, с недетской самоотверженностью делившей с ней горе. Но стресс оказался слишком сильным для нервной системы и полного любви детского сердечка, давших серьезный сбой. Врачи направили Аву на лечение к морю, а потом мама с младшими дочерьми перебралась в Кисловодск.
Августу, впервые переступившую школьный порог, посчитали вполне подготовленной и приняли сразу во 2-й класс школы №15, находившейся на Минутке. Однако, несмотря на унаследованные от родителей способности и горячее желание учиться, закончить ей удалось только 7 классов. После того, как собралась поступать в медицинский институт ее старшая, предпоследняя сестра, оказалось, что средств для образования младшего ребенка в семье уже не остается совсем. Чтобы помочь выбивающейся из сил матери, четырнадцатилетняя девушка-подросток вынуждена была бросить школу и устроиться на работу: сначала продавцом билетов в расположенный по соседству клуб, затем - в колхоз. Горечь, невольно поднимавшуюся в душе при встречах с продолжавшими учебу одноклассницами, помогла победить любовь к родным...
Аве было пятнадцать, когда началась война. Корпуса санаториев были спешно переоборудованы в госпитали и первые санитарные поезда устремились с фронта в Кисловодск, где их встречали профессиональные хирурги, врачи, обслуживающий персонал. А перед приходом немецких войск, когда курортный город охватили паника, хаос безвластия и мародерство, коллективы госпиталей прилагали поистине героические усилия, чтобы эвакуировать или укрыть под флагом Красного Креста тяжелораненых. В этот момент уже шестнадцатилетняя Августа попала в водоворот событий, в корне изменивший ее жизнь.
В подростковую память навсегда врезался паровозный гудок, прервавший ночь с 4 на 5 августа, - это прибыли на станцию Минутка пять теплушек с ранеными из Пятигорска, которых не успели вывезти через уже горевшие Минеральные Воды. Сбежавшиеся на помощь люди кинулись переводить и переносить бойцов: кто в находящийся поблизости санаторий «Минутка», кто - в свои дома. Ава с другими девушками изо всех сил пытались унести тяжелораненого солдата. Пока на помощь им не пришел встретившийся мужчина с тачкой, они тащили его на носилках, сооруженных из афиши кинофильма, который смотрели буквально накануне, но - уже в прошлой жизни. С этой ночи она, жизнь, стала другой, полной боли, стонов, горя и тревоги. Вернувшись домой под утро, Ава спозаранок вновь кинулась в госпиталь с едой, приготовленной мамой для раненых, туда же прибежали другие девушки и сестра Руфина - делать перевязки. Усталые, они трудились допоздна: мыли, носили воду и судна, помогали двигать и поддерживать раненых, учились даже скручивать самокрутки. Здесь и проявился в полную силу ее редкий, свыше данный дар: отзывчивость, человеколюбие, сострадание. Несмотря на валившую с ног усталость, Августа не смогла оставить раненых даже на ночь, а утром вместе со всеми вновь включилась в работу. В здании «Минутки» на разных этажах оказались в общей сложности 223 бойца, еще более 20 - на носилках на улице, и все остро нуждались в уходе, и всех нужно было успеть спрятать до прихода немцев. Жители разбирали их по домам, унося, кто как мог: на импровизированных носилках, на спине, на руках, с помощью домашнего скота. Ава сообразила, что в царящей неразберихе их след может потеряться, и решила записывать адреса, чтобы облегчить поиски родным. Листки бумаги нашла на складе, куда направилась за вещами, чтобы переодеть солдат. Через сутки в госпитале остались только три бойца, помочь которым уже было невозможно. Их вынесли на воздух, и девчонки, глотая слезы, чтобы хоть как-то облегчить им страдания, обмахивали ветками, защищая от летающих насекомых...
- События этого дня меня сильно потрясли, - вспоминает Августа Елизаровна. - Не только изменилось мое отношение к людям, но они наложили отпечаток на всю мою жизнь. Ведь на моих глазах совершился настоящий подвиг: зная, что вот-вот придут немцы, люди, не считаясь с опасностью, за сутки разобрали по своим домам 220 раненых красноармейцев!
Через все прожитые десятилетия она пронесла память об этих днях. А сами они с мамой и сестрой, выселенные из занимаемого дома в библиотеку, при этом приютили у себя двух женщин из блокадного Ленинграда и скрывавшуюся от фашистов соседскую девочку-еврейку. Чтобы всех прокормить, Августа больше двух месяцев копала с другими жителями КМВ картошку на полях, получая от немцев «каждый десятый пуд». А сразу после оккупации, пройдя 2-месячное обучение сестринскому делу на курсах Красного Креста, пошла работать в санаторий-госпиталь имени Г. К. Орджоникидзе. Раненых поступало так много, что домой медсестры практически не попадали и жили на казарменном положении в маленькой комнатке при госпитале. Аве довелось работать в разных отделениях: сначала для раненых с повреждением кисти, затем в операционном и, наконец, в самом тяжелом - спинальном. Невероятно, но она и сегодня помнит своих пациентов по именам. С улыбкой вспоминает кавалериста Петю Гринченко с ранением в кисть, который подарил ей томик Шекспира, а своим пением привлекал под окна 2-го этажа множество раненых, слушавших, сидя на траве, его концерты. Помнит связиста, ленинградца Вениамина с глубоким осколочным ранением спины, вскрывшим легкие. Из-за этого он постоянно болел пневмониями, нуждался в кислородной подушке, антибиотиках и вливании крови. Однажды вечером Августа, сдавая смену, случайно услышала, как старшая медсестра предупредила ее сменщицу, что парень ночью должен умереть: закончились и лекарство, и кислород. Не помня себя, девушка помчалась по городским аптекам. После нескольких неудач ей удалось-таки найти в одной - подушку, в другой - антибиотик. Она успела, 22-летнего Вениамина, эрудита и весельчака, спасти удалось. А первой потерей госпитальной медсестры Авы стал 17-летний солдат Петя Якушев, погибший от подхваченного на фронте туберкулезного менингита. До последней минуты она ни на шаг не отходила от этого страдающего мальчика, долго оплакивала его и забыть так и не смогла. А другого юного бойца, волжанина, поступившего с 29 ранениями, врачи сумели спасти. Этому прежде всего помогло достаточное количество крови, которую сдавали все сотрудники госпиталя, в том числе Ава, тогда сразу сдавшая 300 мл.
В памяти кисловодских героев-медиков, врачей и медсестер - не тот фронт, где свистят пули и гремят орудийные залпы. Их передовая - это кровь, стоны раненых, сражение за жизнь каждого из сотен тысяч бойцов, прошедших через их руки. Августа проработала в госпитале до последнего дня войны, о которой напоминают орден Великой Отечественной войны II степени, медали, Знак участника Великой Отечественной войны и другие награды. К огромному сожалению, по непредвиденным обстоятельствам был полностью утрачен семейный архив, в котором хранились все фотографии, в том числе военных лет. После окончания войны она поступила в Пятигорский педагогический техникум, получила мирную профессию педагога, о которой мечтала с детства, устроилась на работу в детский сад. Будучи как-то в Одессе, познакомилась с будущим мужем Антоном Линниковым, с которым и прожили вместе более 40 лет, побывали в самых разных уголках страны, подарили жизнь двум замечательным сыновьям.Героине нашего повествования пришлось пережить многих близких людей, среди которых сестра Руфина, муж, старший сын. Но ее, прошедшую сквозь боль войны, не сломили горькие потери. Она продолжает согревать окружающих своим участием, готовностью прийти на помощь и неиссякаемой любовью, впитанной с детства и закаленной в далекие незабываемые сутки перед гитлеровской оккупацией с 5 по 6 августа 1942 года. Августа Елизаровна Линникова - председатель клуба военных медиков при городском Совете ветеранов.